Главная

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует множество электрофизиологических методик, применяющихся для психологических исследований. Остановимся здесь только на тех, которые либо мало известны, либо хорошо известны, но их можно использовать в особых условиях исследования, например при регистрации в коре и глубоких структурах головного мозга электрических процессов и др.Отражение психических процессов в динамике электроэнцефалографии. Изучение корреляций между разнообразными проявлениями психической деятельности, с одной стороны, и процессами жизнедеятельности мозга — с другой, имеет большое значение для решения теоретических и практических проблем нейрофизиологии человека в клинике. В настоящее время весьма интенсивно ведется изучение электрофизиологических коррелятов психических процессов и состояний, а также определенных характеристик структуры личности. Трудности решения этой проблемы определяются многими причинами, ВТОМ числе и методическими. Так, например, Н. П. Бехтерева (1971), рассматривая возможности использования электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для изучения физиологических характеристик поведенческих реакций человека, пришла к выводу, что электрофизиологические изменения при вызванной психической активности отражают не только и не столько соотношение отдельных структур, сколько общецеребральные изменения, связанные с перестройками режима работы мозга. Довольно полно изучены частотно-амплитудные изменения электрической активности мозга человека, возникающие в связи с активацией внимания, предметным восприятием, мнестическими и мыслительными процессами [Генкин А. А., 1961; Бехтерева Н. П., 1971, 1974; Хомская Е. Д., 1972; Егорова И. С., 1973, и др.]. Так, в качестве электрофизиологического коррелята процессов внимания рассматривается впервые описанная Бергером [Berger H., 1929] реакция активации (arousal), проявляющаяся при регистрации ЭЭГ. Она характеризуется блокадой альфа-ритма при одновременном усилении бета-активности. Считают, что данная реакция является электрофизиологическим компонентом ориентировочного рефлекса. В дальнейшем оказалось, что она не единственный коррелят процессов активации внимания. Так, например, А. А. Генкин (1971) показал, что изменения функционального состояния мозга при активации внимания характеризуются изменением уровня асимметрии длительности фаз колебаний электроэнцефалограммы. Было установлено, что с концентрацией внимания, а также с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, которые проявляются в процессе узнавания, коррелируют сложные многокомпонентные изменения биоэлектрической активности. Они начинаются с глубокой депрессии биопотенциалов мозга и завершаются возвращением активности к исходному уровню [Бейн Э. С., Волков В.

Интересно

Опрос

Вы когда-нибудь обращались к психологу?:

Наши партнеры

Наш Баннер

Для обмена баннерами с нашим сайтом разместите у себя на сайте наш код:

Психологический центр

После этого вышлите нам адрес, где размещена ссылка и мы разместим Вашу ссылку на сайте в самое ближайшее время.