Главная

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

При рассмотрении деятельности было показано, что в ее организации и развитии важная роль принадлежит общению, особенно когда речь идет о совместной деятельности. В этой связи возникает необходимость специально рассмотреть общение как категорию (или во всяком случае как понятие, по уровню обобщенности близкое к категории). Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Соответствующая ей проблема (точнее, класс проблем) занимает в общей проблематике психологии весьма существенное место.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Проблема общения не нова для психологической науки. На ее значение для изучения моральных чувств обращал внимание еще И. М. Сеченов. Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В. М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Несмотря на ряд спорных положений, методологическую слабость этой концепции, она все же представляет собой первую серьезную попытку систематического экспериментального исследования психических процессов (а также поведения индивидов в целом) в условиях общения. Не обсуждая сильных и слабых сторон коллективной рефлексологии, отметим, что Бехтерев разработал принцип сравнительного изучения познавательных процессов в условиях изолированной деятельности индивида и в условиях его взаимодействия (общения) с другими людьми [80]. Этот принцип был реализован в целой системе экспериментальных методик, в частности в парном эксперименте, который, по мнению Г. Паска, является «парадигмой русской психологии» [634]. Исследования общения были продолжены А. Ф. Лазурским. В. Н. Мясищев, создавший на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения [339].

Большая роль отводится общению в концепции высших психических функций Л. С. Выготского [129]. Обсуждая вопрос об объекте исследования и предмете психологии, Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал оощение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.

Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20—30-е годы. Затем интерес к ней снизился Однако в последнее время она вновь стала привлекать внимание Сейчас эта проблема превращается в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики.

Интересно

Опрос

Вы когда-нибудь обращались к психологу?:

Наши партнеры

Наш Баннер

Для обмена баннерами с нашим сайтом разместите у себя на сайте наш код:

Психологический центр

После этого вышлите нам адрес, где размещена ссылка и мы разместим Вашу ссылку на сайте в самое ближайшее время.