Главная

Игра и фантазия

Я хочу привести пример того, как внимательное наблюдение в детском саду-интернате за игрой трехлетнего Джефа и его четырехлетнего брата Адама поможет нам выявить фантазии, выражаемые в игре. Дети изображают в своей игре ряд воображаемых атак на мать, отца или на них обоих вместе. И мы видим, что у детей появляются в связи с этим навязчивые идеи.

Дети были взяты под опеку государства после того, как их бросила мать-одиночка. Это произошло за несколько месяцев до того, как проводилось исследование. У Джефа наблюдались яростные истерики, особенно после пробуждения - он сворачивался в позу зародыша и терпеть не мог, когда на него смотрели.

Джеф бродит по комнате в детском саду, волоча по полу свой джемпер. Воспитатель просит, чтобы он повесил его на крючок.

"Я не могу этого сделать", - говорит Джеф.

"А я уверен, что ты можешь это сделать", -отвечает воспитатель, после чего Джеф вешает свитер на крючок. [В данный момент мы видим, что Джеф чувствует себя опустогиен-ныМу неспособным делать что-либо.]

Воспитатель сидит за столом для лепки вместе с братом Джефа, Адамом. Джеф садится и говорит: "Я хочу поиграть с Вами. Вы можете вылепить мне сосиску?"

"Попробуй сам", - отвечает воспитатель. -"Я помогу, если у тебя не получится".

Джеф сворачивает в трубочку немного пластилина и спрашивает воспитателя: "Это сосиска?"

"Да, - отвечает воспитатель, - у тебя хорошо получилось!"

Адам говорит: "Нет, это змея".

Джеф возражает: "А вот и не змея!"

Потом Джеф раскатывает пластилин скалкой, делая его плоским, и спрашивает воспитателя: "Как скатать шарики?"

Воспитатель показывает и предлагает: "А теперь попробуй сам это сделать".

Джеф берет пластилин, раскатывает его, как показал воспитатель, и говорит: "Я не стану лепить сосиску".

Затем он спрашивает: "А Вы сможете слепить для меня браслет, чтобы я мог надеть его на руку?"

Воспитатель лепит и отдает ему браслет. Джеф разрывает его на маленькие кусочки, бросает их на стол и сердито бьет по ним скалкой. [Браслет на руке для него был женским предметом, который он хотел получить, что, возможно, связано с бросившей его матерью, и это вызвало у ребенка деструктивный приступ агрессии, выразившийся в сплющивании предметов скалкой. Это сплющивание потенциально хороших предметов, которые оказываются затем плохими, так же как и сосиска, превратившаяся в змею и затем расплющенная скалкой, по-видимому, связаны с его сплющенным безжизненным состоянием в самом начале игры.]

Интересно

Опрос

Вы когда-нибудь обращались к психологу?:

Наши партнеры

Наш Баннер

Для обмена баннерами с нашим сайтом разместите у себя на сайте наш код:

Психологический центр

После этого вышлите нам адрес, где размещена ссылка и мы разместим Вашу ссылку на сайте в самое ближайшее время.